Образ и статус жизни человека как результат его воспитания и образования

Ответить
Аватара пользователя
Владимир Гришин
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 16 июн 2017, 16:35

Образ и статус жизни человека как результат его воспитания и образования

Сообщение Владимир Гришин » 31 июл 2017, 18:53

Образ и статус жизни человека как результат его воспитания и образования



"Одному только разуму,

как мудрому попечителю,

должно вверять всю жизнь...."

Пифагор

Как утверждал немецкий философ Хайдеггер, каждое человеческое существо является, так сказать, «заброшенным» в уже существующий мир и вследствие этого должно быть ответственным за себя. Поэтому оно должно участвовать заинтересованным образом в мире, в котором находится. Таким образом, забота характеризует наше бесконечное взаимодействие со всем, что мы находим, используем или с чем связаны. Это и есть структура способа, которым мы «проживаем жизнь», активное отношение, конструктивное и необходимое условие человеческого бытия.

Известно также, что благополучие людей во многом зависит от образа их жизни, который в свою очередь непосредственно влияет на образ их мыслей, на развитость их сознания, культуру поведения и нравственные устои. Это настолько взаимосвязанные между собой атрибуты бытия человека, что рассматривать какое-то одно явление в отрыве от других можно только весьма условно. Вместе с тем, образу жизни человек научается в процессе воспитания и образования и в зависимости от этого складывается его духовный и материальный мир, формируются его образ мыслей и мотивы поведения.

Под образом жизни обычно подразумевают особенности и характер повседневного времяпровождения людей, определяемого соответствующими индивидуальными, групповым и общественным сознанием со всеми его плюсами и болезненными минусами, включая бредовые комплексы, в т.ч. фобии и мании, а также историческими и национальными традициями, местом проживания, уровнем достатка. Образ жизни охватывает труд, быт, периоды использования свободного времени (досуг), удовлетворения духовных и материальных потребностей, участия в политической и общественной жизни.

Таким образом, образ жизни, как и образ мыслей, включает в себя все стороны жизнедеятельности человека во всем их многообразии и в итоге означает смысл его существования на Земле.

Естественно, что бывают жизненные ситуации, когда человек бессилен противостоять обстоятельствам. В этих случаях, как советовал римский философ Сенека, лучше всего не впадать в отчаяние и продолжать действовать. Человек всегда должен трезво учитывать все обстоятельства и быть готовым ко всякому повороту событий, сохраняя при этом спокойствие духа, здравый смысл, мужество, энергию, деятельность. «Та жизнь счастлива, – писал он, – которая согласуется с природой, а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужественен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом».

Видный русский философ Н.Г. Чернышевский, описывая мотивы, движущие по жизни человеком, исходил из того, что индивид – первичная реальность, которая обладает всеми свойствами человеческого, а общество выступает совокупностью множества людей, которые взаимодействуют между собой. То, что человек принадлежит к области природы, определяет, по его мнению, и сущность человека, сущность его побуждений к действиям. Особенностью человеческой природы является стремление к удовольствию. Поэтому, согласно Чернышевскому, человек руководствуется своей собственной выгодой и эта установка порождает волю к действию: «человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководствуется расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия».

В период советской истории в нашей стране делались попытки формирования достойного образа жизни, но все они сводились на нет однобокой идеологической окраской и примитивизмом. В результате процветало пьянство, воровство, низкая культура поведения, невежество, граничащее с непросвещенностью, однобокое сознание.

С началом постсоветских реформ имевшая место однобокость в развитии общественного сознания перешла в России в свою противоположность. Вместе с нищетой населения к примитивизму и низкой культуре добавились алчная жажда наживы, власти и собственности. В этой связи расцвели в небывалых размерах производные от этих целеустремлений: криминал, коррупция, казнокрадство, мошенничество.

В эти тяжелые годы значительная часть населения находилась и до сих пор находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту дегрессий, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, криминальной преступности. Причинами болезней образа жизни россиян непосредственно стал высокий уровень бедности и социальной неустроенности, развал системы воспитания. Государство после провала утопических попыток построить псевдоидеальное коммунистическое общество практически самоустранилось от формирования у населения нормальных ценностных ориентиров, чувства гражданственности, патриотизма, от создания атмосферы общественного неприятия вредных привычек, что многократно ухудшило ситуацию и привело к дальнейшей деградации общественного сознания, полному искажению общественной социокультурной матрицы поведения.

Социальное воспитание жителей страны государственными органами практически отсутствует и отдано на откуп религиозным общинам и иностранным миссионерам. Расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства постоянно воспроизводит бытовое неблагополучие. Количество абортов, т.е. узаконенного детоубийства, превышает все разумные уровни (из 10 беременностей в России 7 заканчиваются абортами, часто лишая молодую женщину способности вновь опять заьеременеть), при этом средний возраст желающих прервать жизнь своему ребенку становится все моложе, а самих желающих все больше. Зафиксированы уже случаи рождения детей родителями-нелюдями для продажи их на органы.

Низкая культура поведения стала еще ниже, образование и воспитание людей сведено до критического минимума, либо отсутствует вовсе. Обычным явлением стали тысячи бомжей и миллионы беспризорных детей, разбой, заказные убийства и хищения людей. Миллионы детей лишены возможности посещать школу.

Институт семьи дезавуирован как по экономическим, так и нравственным соображениям – десятки тысяч молодых девушек вынуждены заниматься проституцией, либо в качестве рабынь отправляться за рубеж, а молодые юноши – участвовать в ОПГ (организованных преступных группировках). На этом фоне кажутся привычными акты террора, экологических катастроф и всевозможных аварий. Вымирающий народ со всем свыкается и практически не рефлексирует.

В настоящее время распространенность в России только бытового пьянства составляет более 20%. Злоупотребление алкоголем является причиной не менее 70% несчастных случаев. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет миллионы человек. Стремительно увеличивается количество курящих мужчин, женщин, подростков.

Следствием всего этого стало резкое падение рождаемости, рост уровня смертности, все большее распространение получают наркотики, табакокурение, потребление алкоголя, порнография, зомбирующие и отупляющие компьютерные и азартные игры, и т.п. Особенно пагубное воздействие на общественное сознание, и прежде всего на молодежь, оказывают вышедшие из-под контроля государства и общественности средства массовой информации (СМИ), чьи владельцы и редакторы-нелюди ради собственного обогащения насаждающие и пропагандируют с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов недостойный образ жизни, в т.ч. цинизм, насилие, непристойную эротику, бредовые ток-шоу, безнравственность и непатриотизм, формируя тем самым новых нелюдей.

В настоящее время средства массовой информации, более озабоченные коммерческой стороной дела, практически отказались от положительной социальной рекламы и фактически закрепляют в сознании многих россиян комплекс неудачника, что при определенных условиях порождает их бегство от действительности, в состояние алкогольных или наркотических иллюзий. Молодежи навязываются пагубные стереотипы поведения, предлагающие употребление алкоголя, включая пиво, и наркотиков в качестве "нормального" атрибута общения.

Все это в итоге привело к тому, что нация россиян как тяжелобольной организм постепенно вымирает. Скорость вымирания населения за последние полтора десятилетия составила около 1 млн. человек в год, но существуют все предпосылки, что вымирание еще более ускорится, если не принять своевременных мер. Уже сейчас невозможно обеспечить потребности армии в здоровых призывниках, а число пенсионеров вскоре превысит число деятельного населения страны. Все обширней становятся очаги невежества, деградации и дебилизма…

Властные структуры, заполненные такого рода гражданами, не могут предложить эффективных решений для выхода из сложившегося удручающего положения. Деятельность ведущих политических партий сосредоточена, главным образом, на получении своей доли власти, а значит, на обогащении партийной верхушки, и как правило, идет вразрез с национальными интересами страны. Это лишь еще более усугубляет ситуацию в государстве.

Для того, чтобы изменить образ жизни россиян в лучшую сторону, облагородить его, было бы полезно объединить все здоровые силы общества для обеспечения положительных перемен в образе мыслей населения страны, изменения характера его каждодневного поведения в противоположность процессам массовой алкоголизации и наркотизации. Для этого необходимо, чтобы повысилась ответственность государства, а значит конкретных его руководителей за надлежащие образование и воспитание граждан в стране. Помимо этого следует также поднять на порядок степень подготовленности самих светских воспитателей и преподавателей, а также использовать положительный опыт цивилизованных стран мира.

Уровень этических, эстетических и нравственных норм должен быть повышен прежде всего посредством улучшения научно-философского просвещения. Еще древнегреческий философ Эпикур советовал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией… Кто говорит, что еще не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени». Он полагал, что цель философии состоит в просвещении людей, а не в чистой теории. По его мнению, при выборе жизненных приоритетов человек должен руководствоваться в первую очередь принципом благоразумия и только в этом случае он получит истинное наслаждение от жизни. Он писал в этой связи: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

Немецкий философ Карл Ясперс, творивший в прошлом веке, призывал всех людей к философствованию с тем, чтобы с его помощью стать подлинным человеком посредством понимания бытия.

Поэтому именно на основе прежде всего философских знаний граждан следует кропотливо и последовательно приучать к здоровому, созидательному образу жизни и мыслей, а также высококультурным манерам поведения. При этом должна развернуться активная борьба за искоренение вредных привычек, недостойного поведения, с распространением и культивацией насилия, порнографии, непристойностей и прочих аномальных и порочных общественных явлений и поступков.

С этой целью государство, а значит конкретные его руководители, ответственные за государственную идеологию, должны наладить координацию и более тесное сотрудничество и взаимодействие с руководством и редакциями ведущих СМИ, и, в первую очередь, электронных, по благотворному влиянию на общественное сознание россиян, их вещанию в режиме поддержания наиболее благоприятного информационного метаболизма населения, по минимизации, а еще лучше, исключению из сеток вещания фильмов и сериалов, приучающих сознание граждан к повседневному насилию, убийствам, ужасам, к эротическим и поведенческим непристойностям.

Эта программа неотложных мер должна также включать:

- разработку и распространение описания приемлемой для всех разумных и законопослушных граждан унифицированной общенациональной социокультурной матрицы поведения России;

- введение законодательным образом единого для всех регионов России воспитательного стандарта, унифицированного с воспитательно-образовательными стандартами наиболее передовых стран мира; усиление поведенческого воспитания в семьях, дошкольных и школьных учебных заведениях, системах среднего и высшего образования, повсеместное внедрение этических и поведенческих норм и правил, в основу которых положены этические и поведенческие нормы и правила, свойственные интеллигентным людям, а также принятым в наиболее цивилизованных странах мира;

- содействие распространению через воспитательно-образовательные учреждения и СМИ положительных примеров здорового и высоконравственного образа жизни и обучению современным высококультурным манерам поведения;

- поддержку программам формирования молодых семей, воспитания здорового поколения, борьбы с абортами как разрешенного умерщвления внутриутробных младенцев;

- создание эффективной системы мониторинга за средствами массовой информации, как на общенациональном, так и региональном и местном уровне посредством общественных наблюдательных советов, которые должны взять под контроль содержание передаваемой информации с точки зрения уровня ее культуры, нравственности и патриотизма;

- формирование мировоззрения граждан России, нацеленного на понимание пользы ведения здорового образа жизни, на укрепление здоровья, духовно-нравственное развитие, воспитание здорового чувства патриотизма, привитие навыков общественно-полезной деятельности по благоустройству, поддержанию в экологической чистоте и порядке и эстетическому улучшению мест проживания, а также производственных помещений и территорий;

- совершенствование общественного механизма, обеспечивающего действенное воспитание моральных качеств и укрепление здоровья населения посредством изучения и следования нравственным императивам, популяризации физической культуры и любительского спорта;

- участие в составлении программ вещания СМИ путем рекомендаций общественно-полезных, патриотических, исторических и нравственных программ и передач;

- инициация разработки специализированных программ по искоренению таких позорных для государства явлений, как бомжи и беспризорные дети, а также дети, не посещающие школу;

- усиление антиалкогольного, антитабачного и антинаркотического воспитания в школьных, средних и высших учебных заведениях путем продуманной настенной агитации и других форм направленной ненавязчивой антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической пропаганды и разъяснений пагубных последствий вредных привычек;

- создание государственной и общественной систем социальной теле- и радиорекламы, ориентированной на противодействие злоупотреблению алкоголем, потреблению табака и наркотиков;

- содействие повсеместной организации конкурсов на лучший подъезд (больше чистоты, цветов, зеркал), лучший двор, лучшая детская или спортивная площадка, образцовый дом, активизация борьбы с уродующей местность установкой ракушек для автомобилей, замусориванием улиц, дворов и других мест общественного пользования, сквернословием, распространением вредных привычек;

- развитие эстетических чувства у населения, разработка и введение обязательных эстетических норм для производственных, бытовых, жилых и служебных помещений, мест общественного питания и общего пользования, подъездов, дворов, улиц, парков и т.д., привитие их всем гражданам России путем включения в обязательную программу воспитания и образования;

- воспитание трудолюбия у населения страны посредством пропаганды ценности созидания и творчества с одновременным осуждением праздного, бездеятельного образа жизни, ее бесполезного прожигания, следуя наставлениям французского философа Гольбаха, утверждавшего, что: «бесполезный гражданин – плохой гражданин» и что «для любого гражданина основанием притязаний, особых прав и званий может являться только приносимая им обществу польза».

В современном мире прочно укрепилось понимание того, что нездоровье и неблагополучие человека кроется в его образе жизни. Появилось гедонистическое представление о жизни, согласно которому досуг уже не является подготовкой к новому рабочему дню, а рассматривается как самостоятельная социальная ценность. В формирование здорового образа жизни граждан активно включились различные государственные институты, конституционные права и свободы сочетаются с коррекцией индивидуальных предпочтений. В развитых странах идет активный поиск общенациональной модели образа жизни, новых, форм социального действия, совершенствование норм поведения.

Болезни образа жизни – это социальные болезни, в частности, расплата за идеологию потребительства, культ преуспевания, бездуховность, утрату идеалов, пренебрежение к культурному наследию. Приходится одновременно "лечить" и социальный недуг, и его последствия для отдельного человека. Поэтому успехи цивилизованных стран в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, низкой культурой быта и невежеством пока скромны, но они есть. Возникают новые формальные и неформальные правила поведения в обществе и в быту, новые системы социальной помощи. Ведется активная пропаганда семейных ценностей. Здоровый образ жизни становится у нормальных людей престижным и привлекательным, если не модным или не естественной потребностью.

Вместе с тем, огромная территория России, ее природные богатства создают уникальные возможности для изменения существенных черт сложившегося в прошлом образа жизни населения. В основе этих изменений должны лежать усилия по формированию новой жилой среды и жизненных стереотипов. Предоставление каждой семье по желанию земельного участка в малонаселенных регионах страны (по примеру реформ Столыпина), государственная поддержка индивидуального жилищного строительства и развития инфраструктур в сельских районах, должно способствовать более равномерному демографическому расселению по стране и в сравнительно короткие сроки создать стимулы к разумному и социально предпочтительному потреблению.

Одновременно необходимо всячески способствовать укреплению института семьи. Семейные отношения дают основные ценностные ориентиры образа жизни, являются важным звеном в процессе воспитания человека. В то же время, как по экономическим, так и нравственным причинам институт семьи у нас в стране давно начал давать сбои, что непосредственно отражается на росте алкоголизма и наркомании. Невозможно рассчитывать на успешное выздоровление алкоголика или наркомана без поддержки семьи. С другой стороны, семья алкоголика или наркомана сама нуждается в поддержке и защите.

Помимо этого, в школьных, средних, и высших учебных заведениях в процессе воспитания молодежи должно вырабатываться отвращение к вредным привычкам и сквернословию путем продуманных и ненавязчивых разъяснений пагубности их последствий, а также привития молодому поколению желания следовать нормам здорового и достойного образа жизни и высокой культуры поведения.

Модель образа жизни и характер государственного "вмешательства" зависят от господствующей в данной стране идеологии, выработанной на базе социальной философии и гуманистических принципах. Вместе с тем, следует учитывать, что в представлениях граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные из прошлого, порождаемые сегодняшним днем и заимствованные от других культур. Государство, как носитель общественных интересов, как разработчик и распространитель национальной социокультурной матрицы поведения, отвечающей здравому смыслу, должно определить исторически обусловленные и универсальные для современного общества параметры повседневной жизни, пробудить в своих гражданах стремление к здоровым традициям и современным разумным стандартам потребления, создать в рамках своих экономических и социальных обязанностей необходимые условия для нормальной и достойной человеческой жизни.

При этом следует исходить из того, что хотя воспитание по сути больше тяготеет к упорядочению психики поведения, а образование именно образует сознание индивида, тем не менее, воспитание и образование являются единым и неразрывным процессом становления личности человека, поэтому их разделение может носить весьма условный характер и, говоря об образовании, всегда следует иметь в виду и воспитательные аспекты этого единого познавательно-научительного процесса.

В то же время человек может быть воспитан по-разному – плохо или хорошо. Хорошее воспитание называют благовоспитанностью или просто воспитанностью. «Воспитанного человека, – говорил, например, Петр Первый, – украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость».

История знает множество систем, описывающих этапы воспитания людей. Одна из них описана великим французским мыслителем Жан-Жак Руссо в его романе «Эмиль или о Воспитании». Напомним, что роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей правильному поведению и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, – прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем. Это лишний раз подтверждает, что Кант в своих благих устремлениях был не одинок.

По мнению Руссо, каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:

1 этап – раннее детство: от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка – мать и отец.
2 этап – период сна разума: детский возраст от 2 до 12 лет;
3 этап – отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 этап – юношеский возраст от 15 до 18 лет.

В первой книге своего романа Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.

«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно». Нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства.

Самый главный враг – гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую потребность к потребности природной – вот это и следует предупреждать». Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи. Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец.

В этой книге автор говорит о том, что феодальное общество – общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни. Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг – этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями».

Отцы, по мнению автора, должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом. Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом. Ребенок с рождения имеет воспитателя.

Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры.

В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов. Уже в этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно и помогать ребенку, когда он спокоен. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном. Чтобы облегчить прорезание зубов, нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д.

Итак, в первой книге Руссо дает практические советы о том, как растить здорового полноценного ребенка, главное в которых – свобода движений, доброе отношение к ребенку, развитие познавательных процессов, физическое развитие детей и начало формирования речи.

За младенчеством следует второй период жизни ребенка, на котором собственно и кончается детство. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо называет «сон разума». В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться, но, однако, «воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.

Ребенок начинает ходить, но по-прежнему надо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Учить ребенка до 12 лет не нужно. Пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Хорошо бы 12 лет вовсе не знать книг. Первой и единственной книгой должна быть «Робинзон Крузо», герой которой, попав на необитаемый остров, добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, но пример важен. Однако ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности.

В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела, попадающие под руки.

В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Ребенок должен зависеть от старших, но не слепо повиноваться им, он должен научиться уметь просить, но ему не следует приказывать. Ребенок должен быть подчинен другим только вследствие своих нужд и вследствие того, что они видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его самосохранению. Даже родители не имеют права «приказывать ребенку то, что ему ни на что не нужно».

Руссо считает, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Он также призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Верх искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Он высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что все у них основано на ощущениях.

В третьем периоде жизни, с 12 лет ребенок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее в окружающем мире посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому человек должен обучаться ряду полезных профессий, чтобы «голова была как у философа, а руки – руками ремесленника».

Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делать упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы.

На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Руссо убежден, что человек сам должен задуматься о первопричине и самостоятельно прийти к познанию божественного или иного начала. В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.

Несколько разделов своей книги «Эмиль или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины той эпохи. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения».

Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо были полезны в его время, а некоторые актуальны и по сей день. Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психическое развитие детей, становление их сознания на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно будет проходить легче. А результаты будут выше и лучше.

Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти. Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались и в наши дни.

Злободневным в настоящее время стал «отказ» родителей заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают няню-гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители их только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения, к снижению общего уровня воспитанности и, соответственно, культуры поведения в данном обществе.

Также актуально и по сей день звучат наставления Руссо о необходимости изучения биографий великих людей, знания истории совершения добрых дел, а также утверждение, что нравственное воспитание можно дать только в обществе.

Наставления Руссо об этапах воспитания в целом не утратили своей актуальности и в наши дни и могут быть взяты за основу для воспитания современного светского поведения с поправками на особенности нынешней современности: акселерацию молодежи, растущую техногенность и техновооруженность общества – появление телефонов, телевидения, компьютеров и интернета, общий глобальный рост объемов находящейся в инфосфере информации. С учетом этого, представляется разумным в зависимости от индивидуального развития ребенка несколько сдвинуть указанные Руссо этапы на более ранние возрастные границы, сделав их универсальными и унифицированными как для мальчиков, так и для девочек.

Каждый человек, чтобы стать и быть таковым, должен в обязательном порядке пройти последовательно все этапы воспитания и просвещения, не пропустив ни один из них, а родители, общество, государство должны, определив эту этапность, строго следить за этим.

В противном случае они получат не(до)воспитанного индивида с ущербными знаниями, который в лучшем случае не сможет правильно вести себя в цивилизованном обществе воспитанных людей, нарушая в нем покой и порядок. В худшем – в обществе появится очередная нелюдь с теми или иными бредовыми комплексами, т.е. кандидат в бандиты, мошенники, грабители, террористы… При этом следует иметь в виду, что этапность научения плохому намного короче и усилий для ее прохождения требуется гораздо меньше. Рост числа невоспитанных или плохо воспитанных индивидов наносит ущерб обществу, снижает показатели его цивилизованности, принося прямые и/или косвенные страдания воспитанным, добропорядочным гражданам.

Образование, со своей стороны, является начальной фазой информационного метаболизма, сопровождающего человека в течение всей его жизни. Оно может быть общим, специальным техническим и гуманитарным. Именно с помощью получаемых общих и прикладных знаний закладываются основы сознания индивида, а память его головного мозга наполняются практической профессиональной информацией и необходимыми навыками. Специальные знания носят большей частью узко специфический оттенок и имеют разнообразную специализацию, отражаемую на всем известном перечне профессий.

В результате полученных в период образования знаний формируется макро- и микрокругозор человека, растет его наукопросвещенность и миропонимание и соответственно уменьшается невежество. При этом религиозность верования, как признак невежественности, снижается, а взамен в его сознании укрепляется светскость и даже атеистичность. Поэтому, чем большая научность общих знаний человека и их обширность, тем большая материалистичность его миропонимания, моральность, разумность, интеллигентность и светскость его поведения.
Моральная семья - социальный институт нравственной деятельности, которая проявляется прежде всего в гармоничном развитии психики детей.

Аватара пользователя
Владимир Гришин
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 16 июн 2017, 16:35

Re: Образ и статус жизни человека как результат его воспитания и образования

Сообщение Владимир Гришин » 31 июл 2017, 18:53

Под образованием обычно имеется в виду передача от предыдущих поколений последующим всего объема ноосферных знаний, касающихся мировоззренческих и нравственных понятий, научных теорий и профессиональных технологий (процедур, алгоритмов). «Образование, настоящее образование, – писал Л. Полинг, – это и подготовка к жизни – узнаванию мира, и подготовка к жизни – служению миру».

Процесс образования длится у человека ровно столько, сколько у него длится интерес к активной жизнедеятельности, желание знать больше и лучше. Он включает в себя изучение стандартного объема знаний и навыков, перенятие опыта и лучших манер, а также регулярное пополнение своей памяти новыми, более современными знаниями путем досамовоспитывания и досамообразовывания (т.е. постоянный самостоятельный поиск человеком неведомых ему еще знаний всеми доступными способами и методами). Очень важно при этом среди множащегося в геометрической прогрессии потока информации находить наиболее достойные идеи и понятия для осмысления и запоминания, наиболее достойные образы и манеры для восприятия и подражания, для перенимания и усвоения, обеспечивая таким путем дальнейшее свое саморазвитие. Важно также, чтобы воспитатели и преподаватели, с помощью которых прививаются знания, были бы сами высококвалифицированными и достойными своих званий людьми, т.е. как по Марксу – «воспитатель (преподаватель) сам должен быть (хорошо) воспитан (и образован)".

Характерным показателем, например, светского воспитания человека является привитая ему интеллигентность, а это значит – способность к взаимовыручке, взаимоподдержке. Так, интеллигентный человек, видя у другого какую-либо озабоченность, тревогу всегда предложит свою помощь: «Не могу ли я Вам чем-либо помочь?», «Могу ли я быть Вам чем-либо полезен?» В противоположность ему человек религиозный чаще предложит в помощь Бога: «Бог в помощь!», «Господи, помоги!»

Поэтому качеству воспитания и образования каждого индивида, т.е. чтобы они были рациональными, ориентированными на самые высокие стандарты, тщательно организованными, своевременными, максимально последовательными и эффективными, должны уделять внимание и родители, и общество, и государство, и он сам. На самом деле все без исключения должны быть в этом предельно заинтересованы, поскольку от воспитания и образования подрастающего поколения зависит не только многое в настоящем, но и само их будущее.

Процесс воспитания и образования не может быть бессистемным, хаотичным, бесконтрольным, плохо организованным. Он должен быть строго регламентирован с самого начала и осуществляться при содействии, контроле и ответственности родителей, общества, государства, и этот контроль и ответственность с них не снимается до тех пор, пока молодой индивид не стал самостоятельным человеком, полезным членом общества, гражданином. Воспитание и образование в настоящее время постигаются в следующей последовательности:

Дошкольное – в семье, в детском дошкольном учреждении.

Начальное и неполное среднее – в школе, гимназии, училище, техникуме.

Полное среднее и неполное высшее – в колледже, институте, университете или в каком-либо ВУЗе (бакалавр, магистр).

Высшее – в аспирантуре, докторантуре (кандидат наук, доктор наук).

Современное (актуализируемое, модулируемое) высшее – посредством постоянного досамовоспитывания и досамообразовывания в течение всей жизни человека.

Вполне естественно, что очень важным при получении воспитания, образования является не только уровень воспитанности и образованности самих учителей в школе, преподавателей (профессоров) в ВУЗе, но и какие по степени устарелости-новизны использовались учебники и другие источники-разъяснители знаний, в каком возрасте воспитание, образование стало у данного индивида ослабевать или прекратилось вовсе. Другими словами, только вышеуказанный перечень этапов получения знаний можно считать необходимым и достаточным, чтобы действительно быть человеком. Этот перечень олицетворяет своего рода воспитательный и образовательный ценз на звание человека. Пропустившие или недополучившие какой-либо из перечисленных этапов или, что бывает гораздо чаще, ограничившие себя лишь двумя первыми, не могут получить личностной минимум знаний в полном объеме и неминуемо окажутся в числе невежд, соответствуя в классификации индивидов по менталитету в лучшем случае добропорядочному обывателю, в худшем – обывателю с дурными наклонностями, и в самом наихудшем – нелюдю, олигофрену и т.п.

Идеальным следует считать положение, когда в государстве может быть введено всеобщее высшее воспитание и образование, т.е. все без исключения граждане смогут получить возможность закончить аспирантуру или докторантуру. Если бы такого удалось достичь хотя в одном государстве – это была бы сказочная страна. И такое когда-то сбудется.

Интересна периодизация жизни человека, которая широко распространена в Индии (4 периода по 25-30 лет каждый):

1. (1 – 25 лет) – Изучение информации, получение знаний.

2. (25 – 50 лет) – Период активной практической деятельности на базе полученных знаний.

3. (50 – 75 лет) – Период передачи знаний, дача советов, рекомендаций молодым.

4. (после 70 лет) – Уход странствовать, путешествовать.

При этом выстраиваются следующие жизненные приоритеты:

1. Выполнение своих обязанностей: долг гражданина, долг супруга, долг родителя и т.п.

2. Материальное обеспечение своих близких.

3. Получение удовольствий, наслаждений для себя лично.

Здесь будет уместно добавить несколько рекомендаций из лекции И. Канта "О педагогике":

"Человек нуждается в уходе и образовании. Образование включает в себя дисциплину и обучение... Школьное образование, или обучение, необходимо человеку, чтобы уметь достигать всех своих целей. Оно придает ему ценность в его собственных глазах, потому что он может рассматривать себя как личность. Если им руководят в приобретении разумности, из него выходит гражданин и он получает общественную ценность. Тогда он учится руководить обществом сообразно своим целям и самому приспосабливаться к гражданскому обществу. Благодаря моральному образованию, наконец, он приобретает ценность с общечеловеческой точки зрения.

Школьное образование – самое раннее и самое первое. Разумность уже всегда предполагает умение. Разумность есть способность искусно применять свое умение. Моральное образование, поскольку оно основано на принципах, которыми человек должен проникнуться сам, – наиболее позднее; но поскольку оно основывается на общем человеческом разуме, оно должно быть принято во внимание с самого начала, при физическом воспитании, потому что иначе легко укореняются такие недостатки, которые делают всякую воспитательную работу напрасной. Что касается умения и разумности, то все должно развиваться в свое время. По-детски умелый, умный и благонравный не должен быть хитрым на взрослый манер. Для ребенка это подходит так же мало, как ребяческий образ мыслей для человека пожилого».

Тему воспитания и образования довольно ярко осветил в своих трудах, опубликованных еще в начале прошлого века, академик В.М. Бехтерев, где он писал: «Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживает и воспитание, и обучение.

Как для правильного развития тела необходимо пра­вильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо правиль­ное доставление пищи духовной. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную сторону дела.

Но вопросы воспитания и обучения чрезвычайно дели­катны и требуют большой осмотрительности в своем применении. Прежде всего, здесь нужно иметь в виду при соблюдении физической и умственной гигиены постепенное приучение к систематическому труду, развитие самостоятельного мышления с широким миросозерцанием и критическим взглядом и стойкость характера. Не меньшего внимания заслуживает также и правиль­ное направление умственного развития. Так как невеже­ство и недостаток образования есть главное условие недо­развития личности, то очевидно, что эта сторона в вопросе о развитии личности должна быть выдвинута на первый план. И мы знаем действительно, что культурные страны соперничают между собой в правильной постановке и разви­тии школьного дела.

К сожалению, совершенно иное отношение к образованию мы видим у нас. Мы не будем здесь входить в рассмотрение вопроса, как и в каком направлении должны быть преобразованы нами школы, – тем более, что по этому вопросу давным-давно уже разработано все, что существенно необходимо для правильной постановки дела, но мы не можем не выразить глубокого сожаления по поводу того, что осуществление этой важной и всеми ожидаемой реформы все еще заставляет себя ждать.

На воспитание вообще, по-видимому, мало обращают внимания в смысле развития личности, а между тем можно ли сомневаться в том, что с воспитанием впервые уста­навливаются основные особенности будущей личности? Между прочим, здесь в воспитании, играющем столь видную роль в дошкольном возрасте, закладываются основы боль­шей или меньшей самодеятельности будущей личности, что имеет существенное значение для ее дальнейшей судьбы.

Что касается образования, то и в этом отношении, по-ви­димому, более заботятся о загромождении головы знаниями, подчас совершенно ненужными, при более или менее пассивном отношении к этим знаниям, нежели о развитии критики и самостоятельного мышления, которые составляют истинный залог самодеятельности будущей личности.

Печальной действительностью школьного образования стала система укоренившейся лжи и обмана во взаимных отношениях учеников и учителей, которая не может не действовать развращающим образом на молодые умы.

В то же время как много наши средние школы поставляют телесно убогих и нравственно неустойчивых и притом с громоздким малопригодным к жизни багажом знаний, который для многих является совершенно непосиль­ной ношей, задавливающей под своею тяжестью самую лич­ность. Известно, как много эта школа под названием неудачников выбрасывает в наше общество недоразвитых лиц, неприспособленных к современным условиям общественной жизни; эти последние в большинстве случаев постепенно гибнут затем в жизненной борьбе, являясь большей частью тяжелым бременем для семьи и общества.

Говоря о нашей высшей школе, следует иметь в виду, что по самому характеру своего призвания она должна подготовлять деятелей, сознательно и правдиво относящихся к окружаю­щей действительности. Между тем необходимая для этой ответственной роли свобода исследования и преподавания настолько отсутствует, что даже чисто ученая и преподавательская деятельность не гарантированы от административных воздействий.

Но вряд ли не хуже всего сказанного по отношению к нашим школам это – еще недавно столь распространенная тенденция, уже принесшая столько зла в России, – тенденция, сводящаяся к отрицанию всякого образования. Полагали, что просвещение масс может быть излишним и даже вредным с общегосударственной точки зрения. Вследствие такой умопомрачительной политики огромные массы люда остались и остаются до сего времени безграмотными, благодаря чему человеческая речь, этот истинный дар Божий, ограничивается для них узкими рамками личных объяснений при взаимных встречах.

Чтобы дать реальное представление о нашей пора­зительной отсталости в деле образования, достаточно ска­зать, что, например, в такой стране, как Япония, имеется в общей массе населения всего лишь 10% неграмотных, тогда как в России их насчитывается до 73%. Всем известно, как много безграмотных оказалось в числе пленных русских в нашей бывшей войне с Японией, и можно ли было нам, русским, без краски стыда в лице читать, что наши пленные в Японии впервые начали изу­чать грамоту под руководством желтолицых учителей.

Не вспоминается ли здесь всем набившая оскомину фраза о школьном учителе, одержавшем победу? А между тем, какое жестокое наказание мы понесли, пренебрегая этой избитой истиной и оставаясь вполне глухими в этом вопросе к голосу здравого смысла.

Безграмотные массы естественным образом лишаются того могучего орудия, с помощью которого накопленные веками умственные богатства народов становятся достоянием потомства и благодаря которому личность в каждом новом поколении в общем преуспевает над личностями старого поколения. Словом, дело идет здесь о лишении человека того прогресса знаний, который слу­жит важнейшим условием развития личности и который делает ее образ подобием Божества.

Можно ли вообще допустить, чтобы в то время, как в верхних слоях общества был яркий солнечный свет и приветливая природа, в низших его слоях стоял густой мрак и царствовал непробудный сон, при котором нормальное развитие личности является делом невозможным?

Безграмотность – это есть умственная слепота и потому естественно, что личность темного народа мало возвышается над проявлением животной жизни. Загляните в наши захолустья и вы поразитесь, до какой степени могут быть сужены потребности человека, до какой неприхотливости в своем обиходе доходит наш крестьянин, носящий все задатки богатого умственного развития. Вы убедитесь в то же время, до какой степени притуплены его нервы долгим подневольным существованием, как ограничен его кругозор и как мало в нем самодеятельности.

Можно ли после этого удивляться той поразительной легковерности, которая свойственна темным массам народа и благодаря которой легко прививаются в его среде самые уродливые взгляды и учения религиозного и социального характера. Развиваясь благодаря сужению умственного кругозора и известному легковерию, свойственному всякой недоразвитой личности, эти учения распространяются иногда даже в форме своего рода психических эпидемий, приводя к развитию странных и грубых по своему ха­рактеру понятий и к не менее грубым и опасным антисоциальным действиям ввиду аграрных беспорядков и т.п.

Не входя в подробности необходимых реформ нашего низшего и среднего образования, здесь мы можем только наметить самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное воспитание и обучение: 1) оно должно быть всеобщим и бесплатным; 2) оно должно сообразоваться как с возрастом, так и физическим состоянием и с развитием организма; 3) оно должно иметь в виду особенности психического состояния и в этом отношении должно быть строго индивидуализировано; 4) мы полагаем далее, что в вопросах воспитания и образования школа должна заботиться не столько о шаблонном заучивании готовых форм, заимствованных боль­шей частью из классиков, сколько о развитии самодея­тельной личности с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности. Вместе с этим 5) школа должна заботиться об устранении того порабощения духа, которое так легко прививается к человеку с молоком матери. Воспитание и общее образование должно преследовать задачи общественности и должно иметь своей прямой целью выработать личность, как са­мостоятельную социальную единицу.

Что касается высших школ, имеющих своей целью исключительно научное или научно-практическое образование, то здесь первым и основным условием должно быть устранение служебного положения науки. Наука должна от­крывать и говорить только истины, а никакая истина не может быть настоящей истиной, если она искусственно подтягивается под какую-либо систему, под какой-либо раз данный шаблон или если она заранее имеет определенное предназначение.

Если принять во внимание, как часто душевное здоровье подры­вается вследствие нарушения основных правил гигиены, вследствие слишком изнеженного воспитания, когда личность является неспо­собной к труду, а следовательно, и непереносливой к тем или иным хотя бы в малейшей степени неблагоприятным условиям жизни, а также когда личность вследствие неприспособленности к жизнен­ной борьбе и препятствий к проведению общественно полезных принципов в жизнь теряет душевное равновесие, становясь разоча­рованной, то всем должна быть понятна связь между недостатком воспитания и развитием душевных расстройств.

Но существует и прямая связь между развитием психозов и неправильным воспитанием. Неправильное воспитание, особенно в раннем возрасте, уже само по себе может быть причиной душевной болезни. По крайней мере психиатрическая практика не оставляет сомнения в том, что в иных случаях, несмотря на благоприятные условия наследственно­сти и столь же благоприятные дальнейшие жизненные условия, расположение к душевной болезни может развиться под влиянием дурных воспитательных условий, сложившихся в раннем детстве».

Здесь хотелось бы также упомянуть и об идеях выдающегося педагога-теоретика, профессора философии Колумбийского университета Дж. Дьюи, прагматические воззрения которого нашли своё выражение в его утверждении, что смысл и формы воспитания всегда отвечают запросам конкретного общества и являются отражением социальных представлений о роли и функциях гражданина. В образовании, по мнению Дж. Дьюи, важна не внешняя дисциплина и умение подчиняться требованиям учителя, а конечный результат работы и личные усилия, приложенные для его достижения. Необходимым же результатом всякого воспитания являются навыки самостоятельного развития человека за пределами школы.

Желание современных психологов адаптировать школьную программу к общественным нуждам с одной стороны привело к увеличению эрудиции школьников. Но при попытках адаптировать учебную программу к социальным запросам, сразу же возникает необходимость однозначно сформулировать эти запросы. Правильно ли это, воспитывать молодёжь в стремлении сохранить всё таким, как оно есть сегодня, или она должна стремиться к переменам, переосмыслять ценности и находить благо в изменении? Какое количество данных и фактов о нашей цивилизации необходимо детям, чтобы дать им представление о современном мире? Сколько им необходимо знаний, чтобы стать развитой личностью, уметь пользоваться свободным временем и поддерживать необходимые традиции? В любом случае основной смысл начального образования состоит в обучении правильному чтению и дисциплине.

Английский язык не подразумевает столь явного разделения между образованием и воспитанием (и вообще развитием), какое мы имеем в русском. Английское «education» и глагол «educate» сближается по смыслу с русскими словами "образование" (которое используется скорее для обозначения теоретической подготовки человека) и "воспитание" (которое относится к области детской педагогики). Наиболее общий смысл слова «education» может быть выражен понятием "развитие", а слова "воспитание" и "образование" можно считать эквивалентами в зависимости от специфики контекста. Таким образом, цель воспитания и образования, по сути, всегда состояла и до сих пор состоит в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития и предоставить равные возможности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и самореализации.

Подробнее о воспитании и образовании можно также узнать из лекции Иммануила Канта "О ПЕДАГОГИКЕ", помещенной в Приложении к данной книге.



Нравственно-статусная иерархия общества

Так или иначе, но в зависимости от законченности и качества воспитания и образования, а также от полученного от родителей генотипа, индивиды в конечном итоге по параметрам своего менталитета, а в первую очередь, по развитости их сознания, могут последовательно получать следующие классификационные нравственно-статусные звания (названия) согласно возрастающим ступеням-уровням образовательно-воспитательной лестницы духовного светского совершенствования:

1. Человек

2. Гражданин

3. Интеллектуал

4. Интеллигент

5. Личность

6. Философ

7. Гений.

Вполне естественно, что на вершине этой нравственно-статусной иерархии находятся гении (лат. genius), т.е. люди с высшей степенью совершенства, творческой одаренности, ума и таланта. С помощью своей гениальности они способны в пик своего творчества опередить время и создать качественно новые, уникальные творения, делать феноменальные открытия. Этих людей совсем немного на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать несколько сотен, а в одном поколении хорошо, если их наберется на всей планете несколько десятков. В одной стране единовременно их могут быть единицы. По роду своих занятий это – ученые, писатели, художники, композиторы, скульпторы, музыканты, танцоры, певцы, и т.д., чьи творения со временем стали классикой. К ним можно смело причислить Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанжело, Коперника, Бетховена, Канта, Баха, Галилея, Ломоносова, Пушкина, Дарвина, Льва Толстого, Брюллова, Паганини, Менделеева, Циолковского, Шаляпина, Лемешева, Карузо, Грету Гарбо, Эдит Пиаф, Королева, Уланову, Плисецкую, и многих других выдающихся людей планеты, память о ком будет вечно хранить благодарное человечество.

Вторую ступень от нравственно-статусной вершины по праву занимают философы. Эта честь им выпала за то, что по своему призванию и способностям им досталась участь заниматься самой главной наукой в истории человечества, которую в древности единственно так и называли – наукой, т.е. философией (греч. philosophia = phileo - люблю + sophia - мудрость). Все прочие науки брали свое начало именно в философии. Она – ствол научного древа. Тем не менее, по этому поводу пока не прекратились споры, что такое философия и зачем она? Но это спор среди дилетантов и маргиналов, не понимающих ее сути и значения. Философия в силу своей сути обобщает и хранит наиболее всеобщие законы и закономерности, открытые человеком: это и учение о бытие, и о жизни во всех ее аспектах, и об обществе и государстве, и о духовных качествах человека, о его разуме, сознании и поведении – и нет науки главнее и компетентнее философии в этих вопросах. Все остальные, нефилософские рассуждения на эти темы – либо признак невежества, либо демагогия или спекуляции.

В этой связи лишь люди, не только постигшие все тонкости научной философии, но также добавившие и свой творческий «кирпичик» знаний в ее здание, могут ПОСЛЕ этого с гордостью носить авторитетное нравственно-статусное звание философ. Это звание одновременно и профессиональное, и нравственно-статусное, поскольку философское знание по определению, как никакое другое, и вырабатывают нравственное сознание у людей, а тем более, у самих философов. Вместе с тем, звание философ в настоящее время сильно девальвировано, поскольку все, кому не лень и кого не лень называют либо себя, либо кого-то «философами». Поэтому, чтобы претендовать на столь высокое нравственно-статусное звание, человек в доказательство должен прежде выложить собрание своих сочинений, где изложены его авторские инновации в общее здание теоретической или практической философии, сравнимые с томами научных сочинений великих философов. И судить о важности значения их творчества должны не дилетанты, а люди, разбирающиеся в этих вопросах. Если такой «кирпичик» знаний не предъявлен, а имеется лишь набор малозначащих или даже никчемных для науки статей, то данный человек не может быть причастен к статусному званию философ. Он может быть кем-нибудь из числа преподавателей или профессоров философии, научных работников по философии, просто философствующих интеллигентов или даже маргиналов, но ни в коем случае не философом, иначе это будет звучать как признак безнравственности или невежества характеризующего или характеризуемого человека.

Философов также не так много на Земле. За всю историю человечества их можно насчитать сотню, другую, а в одном поколении их на всей планете может быть всего несколько человек. В одной стране единовременно их может не быть даже вообще. В их число входят такие неоспоримые личности, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Спиноза, Сенека, Вольтер, Дидро, Декарт, Кант, Гольбах, Гегель, Фейербах, Энгельс, и другие великие мыслители.

Следующим званием в нравственно-статусной иерархии общества является личность. Это люди с выдающимися человеческими качествами, ярко выделяющиеся из общей массы индивидуумов своими оригинальными способностями, по которым они становятся узнаваемыми. Признаками настоящей личности являются – обладание всеми человеческими достоинствами, высокой нравственностью и развитым сознанием. Личностью могут быть видные политики, ученые, деятели искусства, писатели и т.д. В одном поколении на всей планете их может быть и не так много (сотни, тысячи), а уж в одной стране единовременно их можно насчитать всего несколько человек, а может даже и не быть вовсе.

Следующее нравственно-статусное звание – интеллигент (от лат. intelligentis – понимающий, разумный). Это слой общества, имеющий высокий уровень воспитанности и образованности, а значит, сознания, знаний, нравственности и культуры, включая культуру светского поведения. Подлинно нравственно-статусным интеллигентом следует считать такого человека, который сам создает, развивает и распространяет культуру на базе общепринятых общечеловеческих ценностей, одновременно проявляя нетерпимость и ведя борьбу с известными нравственными пороками. Ведь только такому человеку можно доверить, предоставить право воспитывать других членов общества с тем, чтобы они тоже стали людьми. Этот слой пока невелик в срезе любого общества, хотя при желании он вполне достижим для любого индивида. Поэтому задача каждого социума максимально его расширить за счет подтягивания, впитывания в свою среду нижних слоев общества с тем, чтобы он стал самым мощным слоем в нравственно-статусной иерархии любого данного общества, народа, нации, цивилизации, человечества в целом.

Всех людей, кто удостоился вышеперечисленных статусных званий, без сомнения можно смело считать СОВЕСТЬЮ НАЦИИ и даже совестью человечества.

Следующее нравственно-статусное звание – интеллектуал (от лат. intellectualis – умственный, рассудочный). Это слой общества, имеющий достаточно высокий уровень воспитанности и образованности, но выделяющийся при этом главным образом лишь в какой-либо одной сфере научной теории или практики. Например, выдающийся математик или изобретатель, или шахматист, или знаток многих языков, или академик, или профессор, или даже банкир, или менеджер-бизнесмен, и т.д.

Про нравственно-статусные звания гражданин и человек, как и про статусное звание нелюдя, уже говорилось и будет подробно говориться далее по тексту повествования.

Что касается нравственно-статусного звания обывателя, то это все прочее население планеты, не вошедшее ни в один из указанных выше уровней-ступеней общественной иерархии и представляющее собой идейно-нравственное «болото человечества», засасывающее в свою трясину всех невежд, маргиналов, индивидов с неразвитым или недоразвитым сознанием. Обыватели, «мещане» могут порой иметь и отдельные благородные черты человека или даже гражданина. Но чаще в них проявляются те или иные, слабо или сильно выраженные признаки статусного нелюдя. Из этого «болота» два пути: одно через довоспитание и дообразование вверх, чтобы стать человеком и гражданином, другое, по мере дальнейшего искажения сознания, – в нелюди.

Если нравственно-статусную лестницу сравнивать с горой Эверест, то обывательское болото находится где-то у ее подножия, граждане и человеки располагаются на склонах горы, а нелюди, как потенциальные изгои общества – в глубокой пропасти, а скорее, в гнилостной (или «выгребной») яме на пути к ней. Именно поэтому им интуитивно так хочется даже нравственно неочищенным выбраться из нее и вскарабкаться на гору! И иногда, при попустительстве обывательского общества, нелюдям это удается сделать даже без морального самоочищения. И тогда, если это происходит, в жизни самого общества и наблюдается «сход снежных лавин» и «камнепады», катастрофы и катаклизмы, кризисы и обвалы, губящие вокруг все живое и прекрасное.

Исходя из этого, желательно, и общество должно к этому максимально стремиться, чтобы статусных обывателей в его составе был самый минимальный слой, который бы в пределе стремился к нулю.

Нелюдей же не должно быть ВООБЩЕ не только ни в каком отдельно взятом обществе, но и на всей нашей планете.

В чем же должна выражаться разница между нравственно-статусными званиями в обществе? Разница прежде всего должна состоять в отношении к этим людям, в их признании и оказании им обществом соответствующего их статусу знаков внимания и почитания. Свою дань, свой статусный долг вышестоящим в нравственно-статусной иерархии людям нижестоящие люди должны отдавать статусным уважением, душевным преклонением, желанием быть похожими на них, стремлением избрать, если можно, возвысить их вверх по общественным и властным структурам. В этой связи сразу же вспоминаются слова Аристотеля из его "Метафизики": «Мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, ...ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр».

Вышестоящие к статусно нижестоящим должны относиться с вниманием, пониманием и желанием им помочь. К обывателям должно проявляться лишь сочувствие им. Нелюди же должны вызывать к себе только всеобщее презрение. При этом гении и философы заслуживают соответствующего к себе отношения потомков даже посмертно, что чаще всего так и происходит – прижизненного признания и благодарности редко кто из них получал и обычно заканчивал свою жизнь в нужде. Так или иначе, но до сих пор человечество всё же помнит, т.е. две с половиной тысячи лет, и Сократа, и Платона, и Аристотеля, и Конфуция.

Посмертной памяти удостаиваются также и особо отпетые нелюди-негодяи. Люди долго еще будут вспоминать недобрым словом и Герострата, и Калигулу, и Нерона, и Гитлера, и им подобных. То есть помнить их будут, естественно, но совершенно по-разному.

Человек сам вправе выбрать себе один из высоких нравственно-статусных уровней-ступеней, который он считает для себя достижимым и отвечает по престижности его жизненно-целевым амбициям, и стремиться к нему всю жизнь пока есть силы. Ведь вся разница между ступенями только в развитости менталитета, в спектре подсознаний сознания людей. По логике, ВСЕ должны желать добраться до максимально достижимого для них высокого уровня-ступени лестницы духовного совершенства. И даже если и не получится слишком высоко забраться на статусный верх, то все равно, хоть насколько-то, но удастся возвыситься над своим прежним статусным положением.

То есть, это как не все альпинисты, а тем более, не все жители Земли достигают вершины Эвереста, так и не все жители планеты могут стать гениями, философами, личностями, хотя всеобщее стремление к этому похвально. Само восхождение к вершине в любом случае принесет практическую пользу и доставит массу интеллектуального удовольствия. Ведь достигнув любого уровня вершины статусной лестницы, люди, обладая в любом случае повышенными параметрами сознания, приблизившись к вершине жизненного «Эвереста», совсем по иному ощущают себя и окружающий мир, чувствуют течение жизни. Стать же человеком, гражданином, интеллигентам обязаны просто ВСЕ! Иначе в обществе возникают проблемы и несчастья.

Но если с генотипом что-то не всё в порядке или имели место недостаток и некачественность воспитания и образования, то индивид, обладая теми или иными ментальными отклонениями от нормы, и прежде всего, недоразвитое и/или искаженное сознание, может никогда и не выбраться из безликого болота обывателей, обедняя свою жизнь, делая ее скучной и неинтересной.

Если же или генотип плох, или воспитание или образование скверные или полностью отсутствуют, то индивид, имея полностью ущербное сознание, наверняка покатится вниз по соответствующем нравственно-статусным ступеням-уровням нелюдей, пребывая еще на Земле в прижизненном аду и доставляя беды и неприятности всем окружающим людям.

Поэтому человеку необходимо постоянно следить, оценивать и определять для себя, какую ступень в нравственно-статусной иерархии духовного совершенства он занимает на данный момент своей жизни, и стремиться ее всячески повысить через самодовоспитание и самодообразование. Он может также с интересом оценивать и определять, какие нравственно-статусные ступени занимают его родственники, приятели, сослуживцы и, при необходимости, помогать им возвыситься. Свое же время необходимо стремиться максимально использовать на общение с людьми с более высоким нравственным статусом. Кроме пользы и приятности это ничего другого или плохого не принесет. В любом случае, вполне естественно, что лучше стать обывателем, чем оставаться нелюдью. Лучше стать человеком и гражданином, чем быть обывателем, лучше стать интеллигентным и высококультурным человеком, чем пребывать в ординарном его варианте.

Но присваивать нравственно-статусные звания люди сами себе НЕ МОГУТ. Как не могут присваивать вышестоящие нравственно-статусные звания своим одностатусникам обыватели и нелюди. Об этом писал еще Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»: «Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии». Это могут сделать только люди, имеющие общепризнанно более высокое нравственно-статусное звание.

Другими словами, система присвоения нравственно-статусных званий должна быть похожей на систему присвоения академических званий в Академии наук, или воинских званий в армии, а именно – любое звание присваивается только теми людьми, кто сам имеет более высокое нравственно-статусные звание и способен оценить нравственно-ментальные качества прочих индивидов. Так, звание человека, гражданина или интеллектуала может присвоить истинный интеллигент и выше, звание интеллигента и ниже может быть присвоено только философом или гением, и лишь сами звания гения или философа присваиваются всенародным признанием, желательно, международным, чаще всего после их смерти, как историческая справедливость.

Звания обывателя или нелюдя даже не требуют присвоения. Это основная масса населения и цель лучших их этой массы стремиться вырваться из общей трясины или пропасти и попасть в среду лучших, в элиту, на любую из ступеней, расположенных на разных уровнях склонов нравственно-статусной лестницы-«горы». Но на эти ступени, в нравственную элиту единственно, куда нельзя попасть ЗА деньги, ни за КАКИЕ деньги. Путь туда только ЧЕРЕЗ нравственное и ментальное совершенствование. А это доступно каждому… Но не каждый это осознает, а значит, на это способен!

Вместе с тем, общеизвестно, что общество представляет собой живой организм. А в жизни человеческого организма, как мы знаем, природа создала интересный феномен – группы крови, от первой до четвертой. Четвертая группа считается самой высшей, самой «современной» группой крови, первая же – самой «древней», «несовершенной». Поэтому в природе человека действует так называемый «принцип соответствия» групп крови при ее взаимозаменяемости, когда первую группу можно переливать взамен любой из четырех (системы организмов с тремя высшими группами крови ее запросто усвоят, адаптируют и переработают); вторую, соответственно, – только взамен любой из трех высших, но не вместо первой; третью, только взамен двух высших, но не взамен первой и второй. Четвертая группа крови, как самая совершенная, может переливаться только взамен четвертой же. Организмы с любой другой, более низшей группой крови ни адаптировать, ни использовать ее не могут – не так совершенно они устроены. В то же время ни одна из других, низших групп крови четвертую заменить не может и, если это сделать, жизнь в организме может быстро прекратиться путем последовательного отмирания органов только по одной этой причине.

Переходя к обществу, как к живому организму, всё то же самое можно сказать и про нравственно-статусную разбивку индивидов. Иными словами, расположив по статусным ступенькам сверху донизу статусные звания

1. Гений

2. Философ

3. Личность

4. Интеллигент

5. Интеллектуал

6. Гражданин

7. Человек

=============

8. Обыватель

=============

9. Нелюдь

можно утверждать, что именно в такой последовательности, как все время призывала передовая научно-философская мысль, должны располагаться индивиды-граждане в качестве функционирующих единиц сверху вниз по иерархии структур функциональных ячеек (должностей, постов) государственного управления, общественных организаций и даже частных предприятий. Достаточно вспомнить рекомендации Платона о том, что государством должны руководить только (статусные) философы.

При этом, как в группах крови, человек любой ступени верхнего статусного уровня может заменить индивида в нижерасположенной функциональной ячейке общественной, государственной или коммерческой структуры, тогда как индивид из нижнего уровня ни в коем случае не должен помещаться в несоответствующую ему ячейку ни одной из ступеней верхних уровней (нелюди вообще должны быть вне всех систем управления – иначе сразу же появляется оргпреступность и коррупция, а обыватели, как правило, не жизнедеятельны и не способны принимать правильные решения). В любом случае произойдет дисфункция функционирующих единиц, сбой соответствующей системы, ее неэффективная работа, появятся разного рода «оборотни» и вся система начнет приходить в упадок и отмирать, что мы часто и видим на практике, особенно в России.

Этот природный феномен гражданско-статусного взаимозамещения можно, по аналогии с «принципом соответствия» групп крови, назвать «принципом соответствия нравственно-статусных уровней», суть которого состоит в том, что люди статусно высших званий могут занимать любую, расположенную статусно ниже функциональную ячейку, а низших званий, без достижения соответствующих знаний и статуса – не могут. Кухарка, механизатор, прораб, не имея соответствующих воспитания, образования, профессиональных навыков, не могут, НЕ ДОЛЖНЫ управлять государством! Этому принципу нравственно-статусного соответствия должны следовать все общества и государства, если они хотят быть жизнеспособными, а в конечном счете, и всё человечество, чтобы продолжать дальнейшее свое развитие и не самоуничтожиться.



Светская элита и псевдоэлита

Известно, что в краткосрочном плане успешность любой страны определяется ее ресурсами (включая технологии), в среднесрочном – эффективностью управления, в долгосрочном же, наиболее важном плане, главное значение приобретают мотивация поведения и воля общества, воплощенные в его элите, в поведении самой этой элиты, т.е. круга лиц, причастных к принятию принципиально значимых для страны решений или служащих большинству граждан примером для подражания.

Вместе с тем, как уже говорилось, подлинная элита общества (лучшие из лучших по определению) – это творческая интеллигенция, создающая и распространяющая все лучшее, что создано и создается человеческим разумом, то есть генерирующая культурно-технологические прогрессивные инновации. Подлинная элита в первую очередь является носителем общественного разума, светской духовности и проповедует элементы светской нравственности и общечеловеческих ценностей взамен отделенных от государства разного рода религиозных идеологий. Иначе – это псевдоэлита, или "элита", ведущая к ослаблению общества, государства, нации, а в конечном счете, и человечества в целом.

Этим всегда прекрасно пользуются сильные государства, формируя извне сознание "элиты" слабого общества, или вообще саму эту "элиту", осуществляя таким образом завуалированную форму влияния или даже внешнего управления. Для самостоятельно значимого, политически суверенного, а не заведомо зависимого общества такое управление ведется обычно его стратегическими конкурентами, которым вопреки национальным интересам слабого общества и служит "элита", становясь агентами внешнего влияния и способствуя дальнейшему ослаблению слабого общества вплоть до его полного уничтожения. Тут ничего не скажешь – теория Дарвина, борьба видов за выживание.

Исходя из своих личных интересов, члены "элиты", естественно, освобождая общество от всех регулятивов, стремятся к максимальной либерализации всех аспектов жизни своего государства, открывающей им новые возможности, но подрывающей конкурентоспособность их стран и несущей неисчислимые беды их народам. Коллективная уступка этому эгоизму превращает национальную "элиту" в самую опасную антинациональную силу.

Псевдоэлита, становясь пресловутым бомондом и увлекая своими духовно убогими, порой маргинальными, изысками невежественную часть населения, принижают все устремления сограждан до уровня простых обывательских благ, утрачивая при этом собственные цивилизационные (не говоря уже о национальных) ценности и неосознанно, помимо своей воли, становясь проводниками так называемых вирусных, разрушительных псевдоценностей, навязываемых стратегическими конкурентами, которые сами, в своих странах избегают их проявления и всячески борются с ними. Так, навязывая антикультуру и антипатриотизм России, ее нынешние конкуренты у себя в странах культивируют всеми способами, включая законодательный, высокий уровень культуры, сверхфанатичный патриотизм и безупречное общественное поведение.

Навязывание позитивных аспектов жизни российскому обществу не входит в планы конкурентов, а значит, и не поручается поднятой «наверх» псевдоэлите, которую у нас в стране позиционируют как подлинную элиту. Наоборот, ее науськивают через систему грантов и прочих подачек прививать населению всеми доступными способами любовь именно к мнимым и псевдо- ценностям. Именно с "элиты" и молодежи начинается размывание своей системы отечественных ценностей, которое ведет к размыванию самого общества, к снижению критериев патриотичности и стандартов светского поведения. В среде чиновников, государственных служащих всех рангов, поощряется система коррупции и мздоимства. Полностью подавляется и разрушается государственная система гражданского образования-воспитания. В результате происходит все большее распространение отторжения собственных ценностей и навязывание через подконтрольные СМИ, повсеместное культивирование враждебности к собственной стране, к своему народу, к истории своего государства, к органам государственной власти.

Так, будучи полностью контролируемая духовно и идеологически стратегическими конкурентами, псевдоэлита постепенно полностью переходит к ним на службу, превращаясь в коллективного предателя национальных интересов.

Такова, к сожалению, нынешняя ситуация с псевдоэлитой в России и в отколовшихся от нее ее бывших национальных окраинах, которую следует менять и не повторять.

Поэтому только изучение и осознание жителями страны истинных морально-нравственных ценностей, только приход к светскому образу жизни через всеобщее духовно-нравственное очищение, только налаживание эффективной государственной системы гражданского воспитания-образования, только построение национальной нравственно-статусной иерархии, определение ее вершины, и, если она окажется значимой и достойной, ее признание в качестве нравственно-статусного национального достояния общества и ее прижизненная светская канонизация как СОВЕСТИ НАЦИИ, как подлинной ЭЛИТЫ общества, государства, только соблюдение впредь принципа соответствия нравственно-статусных уровней и изгнание из власти, из сфер крупного бизнеса и информационного пространства маргинального, пресытившегося бомонда, состоящего в большей части из нелюдей, только всеобщее духовно-нравственное пробуждение россиян и возникновение у них здорового, естественного желания нормально ЖИТЬ в этом мире, может помочь вновь обрести вместо пседоэлиты элиту, что даст возможность в кратчайший срок исправить положение в стране и наметить путь к оздоровлению российской нации, ее сохранению и приумножению, дальнейшему развитию по пути нравственного и общечеловеческого прогресса.

http://www.ikondrashin.ru/rus/poved/07.htm
Моральная семья - социальный институт нравственной деятельности, которая проявляется прежде всего в гармоничном развитии психики детей.

Ответить

Вернуться в «Этика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость