Страница 1 из 1

Особенности развития эмпатии у детей

Добавлено: 06 авг 2017, 02:14
Владимир Гришин
Боброва И.А.
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии СКИРО ПК и ПРО
г. Ставрополь
Чурсинова О.В.
преподаватель кафедры педагогики и психологии СКИРО ПК и ПРО
г. Ставрополь

Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии младших школьников, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека. Развитие эмпатии особенно важно в период младшего школьного возраста, когда у детей интенсивно начинают развиваться нравственные ценности, новые взгляды на отношения между людьми.
Несмотря на то, что в зарубежной и отечественной психологии существует большое количество исследований, посвященных феномену эмпатии, однозначного мнения о структуре и сути данного явления на сегодняшний день не существует.
Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживайте») - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.
В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.
В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
По мнению М. Муканова, эмпатия − это некий социальный инсайт, умственная коммуникация.
Л. Божович, Т. Конникова считают эмпатию мотивационной разнонаправленностью эгоистического или альтруистического поведения [4].
Дж. Мид определяет эмпатию как способность принять роль другого человека. В своих работах исследователь переносит акцент с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через воображаемое перевоплощение, интроекцию, принятие точки отсчета другого.
Особое место в исследовании эмпатии занимает личностно ориентированный подход, автором которого является К. Роджерс.
Он определял эмпатию как способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. [4].
Расширяет понимание эмпатии как позитивного отношения к другому, способности отражать нравственный уровень личности исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения.
К первому (низшему) уровню эмпатийного отношения психолог отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий – отношением сочувствия или пассивно-положительным отношением к другому. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», выражающее внутреннее содействие ему в собственных переживаниях. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях.
Наиболее явно эмпатия проявляется в таких формах как сопереживание, сочувствие. Сопереживание – переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению.
Можно выделить несколько основных психологических категорий, посредством которых ученые определяют понятие «эмпатия»: способность (Т.П. Гаврилова, Дж. Мид, K.B. Clark, J. Decety, W. Ickes, Fr. de Waal), свойство (Ю.А. Менджерицкая), состояние (T. Singer, F. de Vignemont), процесс (Н.Н. Обозов, G.A. Gladstein), реакция (M.H. Davis, N. Eisenberg, M.L. Hoffman) [6].
Н.Н. Обозов считает, что эмпатия может быть представлена в виде трех уровней (компонентов):
1) когнитивный (понимание состояния другого);
2) эмоциональный (понимание и эмпатическое отреагирование состояния другого);
3) совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
К. Роджерс выделял когнитивный, эмотивный и предикативный компоненты эмпатии. В.В. Бойко, анализируя структуру эмпатии, рассматривает рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы; идентификацию и «проникающую способность» – свойство, позволяющее создавать атмосферу доверительности, задушевности.
Эмоциональный компонент эмпатии представляет собой эмоциональный отклик на представления о переживаниях другого человека. Знак эмоции, на которую направлена эмпатия, позволяет выделить два ее вида: позитивную и негативную. Негативная эмоциональная эмпатия – это сострадание, «сопечаливание» отрицательным эмоциям другого, а позитивная эмоциональная эмпатия – «сорадование» положительным эмоциям другого. Когнитивный компонент эмпатии понимается нами как способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то или иное эмоциональное состояние другого. Когнитивный и эмоциональный компоненты выступают основой действенного компонента эмпатии, который заключается в действиях субъекта эмпатии, направленных на коррекцию состояния другого и изменение ситуации, в которой тот находится. Действенный компонент, в свою очередь, оказывает влияние на
эмоциональный и когнитивный компоненты, так как в процессе деятельности субъект эмпатии начинает корректировать сложившееся у него представление о переживаниях другого.
К механизмам эмпатии различные авторы относят эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова).
Особенно важным является развитие эмпатии у детей. M. Hoffman выделил четыре стадии в формировании эмпатии. В течение этих четырех стадий дети становятся способными понимать и реагировать соответственно переживаниям других.
Первая стадия— «глобальная эмпатия». Эта стадия начинается в младенчестве, когда ребенок еще не может дифференцировать себя от других. Младенец реагирует «реактивным или заразительным криком» в ответ на крик другого ребенка. Из этого следует, что ребенок способен испытывать эмпатический дистресс еще до того как у него появляется способность дифференцировать себя от других. Хотя детский крик не является результатом понимания другого ребенка — он является реакцией на эмоцию неудовольствия [1].
Вторая стадия, «эгоцентрическая эмпатия», охватывает период второго года жизни, когда ребенок начинает демонстрировать общее понимание эмоций других людей. Но хотя он может испытывать сочувствие и может пытаться успокоить человека, он сделает это тем способом, который успокоил бы его в схожих обстоятельствах.
Третий период— «сочувствие к переживаниям других» — это период 2–3 года жизни. У ребенка появляется глубокое понимание своих собственных чувств, также как и чувств других. Они более склонны к проявлению способности к принятию роли и действиям, которые согласуются с нуждами других и могут контрастировать с их собственными. Наряду с более развитой способностью к принятию роли, они способны провести более тонкие различия между эмоциями, которые они наблюдают. Они также имеют больший словарный запас и начинают выражать сочувствие вербально.
Четвертая стадия «сочувствие к общему состоянию другого человека». Начинается период в позднем детстве или в ранней юности, когда у детей полностью разовьется способность видеть себя как самостоятельную личность, независимую от других. К 9 годам «ребенок начинает фокусироваться на своих внутренних процессах. И внутренние состояния других людей могут опосредованно переживаться ребенком как свои собственные».
Как отмечают A. Bohart и L. Greenberg, хотя приобретение такого качества, как эмпатия может казаться само собой разумеющимся, оно является продуктом научения, социализации и социального взаимодействия.
В.А. Петровский рассматривал эмпатию как самоценную форму активности. Устанавливая связь развития личности с разными формами активности детей, В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др. подчеркивают, что в самом общем виде развития личности есть становление особой формы целостности. Иначе говоря, развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и создает предметы культуры.
Само определение личности предполагает ее развитие. Последнее, в свою очередь, немыслимо вне активности личности. В развитии личности огромную роль играют устремления. По мнению В.А. Петровского и др. нужно развивать способности детей и создавать фонд «могу», то есть транслировать инструменты жизни. Также автор. отмечает, что нетрадиционное понимание восприятия – это создание фонда «хочу».
Вследствие этого, формой активности личности, в которой «хочу» и «могу» выступали бы совместно, поддерживая друг друга, и переходя друг в друга, являются устремлениями.
По мнению В.А. Петровского устремление – это направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Возможность действия, в данном случае превращается в побуждение («могу» превращается в «хочу»), а удовлетворение желания действовать, очевидно, порождает рост возможностей действования, при определенной организации среды устремления приобретают качество не только самоценности, но и неограниченной воспроизводимости.
Работа по формированию эмпатии как самоценной формы активности у детей младшего школьного возраста может проходить в три этапа. На первом этапе могут применятся упражнения, направленные на развитие когнитивной эмпатии по темам: «Спой про своё настроение», «Угадай, что я чувствую», «Изобрази своё состояние», «Придумай рассказ», «Угадай, что происходит», «Я – скульптор» и др.
На втором этапе упражнения, направленные на развитие эмоциональной эмпатии по теме: цвет, звук как способ выражения понимания эмоционального состояния другого человека и включать следующие задания: «Изображение» (модификация по В. А. Петровского), «Пантомима» (модификация В. А. Петровского) и др.
На третьем этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие действенной эмпатии:
q чтение литературных произведений и помощи, содействие одного литературного персонажа другому;
q просмотр диафильмов, кукольных спектаклей, основным содержанием которых является действенная эмпатия героев;
q рассказывание детьми ситуации из их собственного опыта, сходных по нравственному смыслу с сюжетами прочитанных литературных произведений;
q беседа о способах оказания действенной эмпатии (вербальное разделение состояния другого, совет, реальная помощь и так далее).
Таким образом, развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста является основополагающим в формировании личности человека. Особое внимание, по нашему мнению, родителям и педагогам следует обращать на то, как ребенок понимает и реагирует на состояние другого человека (эмоциональный компонент), потому что важным является не только сострадание отрицательным эмоциям, но и «сорадование» положительным эмоциям другого человека. Этого, к сожалению, так не хватает нашему современному обществу.

Литература
1. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
2. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 3-14.
3. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. – 2007. - №4. – С. 77-88.
4. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – 63-2. – С. 74-76.
5. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск: Бестпринт, 2006. – 76 с.
6. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников подросткового и юношеского возраста / Елена Авенировна Троицкая: автореф. дис. …к.психол. н. – Москва, 2012. – 24 с.